Методика, именуемая«ментальной арифметикой», приобрела огромную популярность в наше время и успешно применяется во многих странах мира. Но мало кто знает, что история этого обучающего методаначаласьеще в древние времена.
Появилась ментальная арифметика около пяти тысяч лет назад в Китае с изобретением древних счет – абакуса. Эти счеты использовались для произведения точных вычислительных расчетов в торговле.
В те времена в ментальной арифметике для вычислений использовались не только пальцы рук, но и ног, а полученные результаты фиксировались в виде узелков на веревках или зарубок на дереве.
В шестнадцатом веке абакус впервые появился в Японии. Там это приспособление назывались сорбан. Самый первый абакус, который был найден археологами, представлял собой глиняную пластину с небольшими счетными шарами. На протяжении столетий эти счеты были усовершенствованы и очень сильно видоизменились.
Также известно, что чуть позже приспособления, которые были очень похожи на счеты абакус, появились в Древней Греции и Древнем Риме, а в некоторых источниках есть информация о появлении абакуса в Вавилоне.
Современные японские счеты представляют собой прямоугольную деревянную рамку с тринадцатью рядами спиц (количество спиц на разных абакусах может варьироваться), на которые нанизаны кости. Каждый ряд состоит из пяти костей, из которых четыре нижние имеют значение «один» и называются «земными», а верхняя, отделенная спицей от остальных, имеет значение «пять» и называется «небесной».
Использовать эти счеты очень и очень легко, достаточно лишь понять и запомнить принцип. При подсчете очень важную роль играет то, как именно человек двигает пальцами.
Благодаря моторике пальцев, развиваемой в процессе выполнения подсчетов, задействуются оба полушария мозга, что в дальнейшем помогает производить аналогичные вычисления в уме, используя воображение и ассоциативную память.
Использоваться должны только большой и указательный пальцы. Со временем движения доводятся до автоматизма.
Считающий сам в уме придает значение каждой спице (десятки, сотни, тысячи). Чтобы ввести число необходимо поднять нижние костяшки вверх. Если та из них, что находится над планкой, опущена – значит, число больше пяти, если поднята – меньше.
Этот уникальный вычислительный способ внесен в список наследия ЮНЕСКО, и не смотря на невероятное количество достижений в математической сфере, изобретение абакусасчитаетсячрезвычайно значимым моментом в истории развития математики.
На сегодняшний день методика ментальной арифметики внедряется во многих образовательных системах различных стран мира, а в Японии изучение абакуса в начальной школе является обязательным.
Все это красноречиво свидетельствует о том, что данная методика действительно эффективна, поскольку использование обоих полушарий мозга позволяет не только усовершенствовать интеллектуальные способности, но и развить другие немаловажные личностные качества.
Интересно по теме: развитие памяти у школьников, ментальная арифметика
//=$city['chat']?>